Устройство КПП грузового автомобиля
Коробки передач грузовых автомобилей (КПП) – это специальный механизм, призванный изменить крутящий момент, который передаётся от коленчатого вала движка к ведущим колёсам. Также, с его помощью транспортное средство осуществляет движение задним ходом.
Сейчас большинство коробок передач грузовиков оснащаются ступенями, которые имеют зубчатые шестерни. Переключение скоростного режима происходит из-за их перемещения. При помощи зубцов, осуществляется сцепление шестерен, что позволяет синхронизировать крутящий момент и колёса. Управление процессом происходит вручную при использовании МКПП или автоматически, если установлена АКПП.
Рассмотрим устройство более детально
- Коробка передач состоит из множества узлов трансмиссии: блоков шестерёнок, обгонных муфт, блока заднего хода.
- Сцепление располагается в непосредственной близости от маховика, который монтируется на двигатель.
- В картере находится масло, служащее смазкой для постоянно вращающихся шестерёнок.
- Синхронизаторы обеспечивают плавное переключение скоростей и нивелируют возможные колебания или удары.
- Устройство КПП не позволяет водителю грузовика включить одновременно несколько передач. Кулиса надёжно блокирует самопроизвольное переключение скоростей.
Как понять, что КПП необходим ремонт?
Эксперты выделяют несколько признаков, свидетельствующих о том, что КПП для грузовых автомобилей нуждается в ремонте:
- Самопроизвольное переключение передач. Проблема возникает при износе фиксаторов, отвечающих за естественное положение рычага. Причиной может послужить проникновение в механизм мельчайших камешков или грязи. Выход из строя или существенная деформация механизмов синхронизатора.
- Не включается передача. Неисправность возникает из-за частичной или полной поломки механизмов привода перемещения шестерёнок.
- Выбор передачи сопряжён с существенными трудностями. Возникает из-за перегрева или значительных нагрузок. Необходим срочный ремонт, поскольку это явный сигнал, что выходят из строя шлицы первичного вала.
- Во время движения водитель слышит гул или вибрацию. Это свидетельствует о разрушении подшипников валов коробки переключения передач.
Ремонт КПП грузовых автомобилей лучше осуществлять в специализированных сервисных мастерских. Коробку переключения передач демонтируют и производят тщательную диагностику.
Многие водители путают признаки неисправности КПП авто со сбоями в работе муфты сцепления. О подобных проблемах свидетельствует несколько признаков:
- Существенно снижается динамика транспортного средства. Автомобиль с запозданием реагирует на манипуляции водителя (например, медленно набирает ускорение).
- Возникает ощущение пробуксовки. Обычно это случается из-за недопустимого износа фрикционного диска. Иногда сила трения снижается из-за банального засаливания изделия.
- Фрикционный диск способен деформироваться. Обычно это происходит при существенном перегреве.
- Авто начинает двигаться рывками. Это случается при критичном износе пружин диска.
- При нажатии на педаль сцепления отчётливо слышны потрескивания и скрежет. Это свидетельствует о том, что одна или более пружинных корзин неисправны.